Ответственность за нарушения в области работы с информацией

Информация является все более ценным активом в современном мире, а иногда имеет даже чрезвычайное значение. А увеличение оборота подразумевает и увеличение злоупотреблений в работе с ней. Замалчивание, сокрытие и искажение ее нарушают конституционные права каждого человека.

Статья 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусматривает ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) - административный штраф, подлежащий наложению на граждан, должностных лиц и юридических лиц.

Порядок сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах установлен в ряде нормативных документов в разных областях жизнедеятельности общества. Так, в соответствии со ст. 946 ГК РФ страховщик не вправе разглашать полученные им в результате своей профессиональной деятельности сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц (см. также гл. 14 "Защита персональных данных работника" Трудового кодекса РФ, ст. 85.1 "Персональные данные пассажиров воздушных судов" Воздушного кодекса РФ).

Объективную сторону правонарушений согласно ст. 13.12 КоАП РФ составляют:
- нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации, за исключением информации, составляющей государственную тайну (Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 N 957 "Об утверждении Положений о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами", от 15.08.2006 N 504 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации", от 31.08.2006 N 532 "О лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации");

- использование несертифицированных информационных систем, баз и банков данных, а также несертифицированных средств защиты информации, если они подлежат обязательной сертификации, за исключением средств защиты информации, составляющей государственную тайну (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 18.05.2009 по делу N А43-30500/2008-1-415, ФАС Северо-Западного округа от 27.08.2009 по делу N А21-759/2009);
- нарушение условий, предусмотренных лицензией на проведение работ, связанных с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну (ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне"; Указ Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне"; Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны");

- использование несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну (Приказ ФСБ России от 13.11.1999 N 564 "Об утверждении Положений о системе сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности для сведений, составляющих государственную тайну, и о ее знаках соответствия");

- грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну). В примечании к рассматриваемой статье КоАП РФ отмечается, что понятие "грубое нарушение" устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности (Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 957).

Согласно ст. 13.13 КоАП РФ административной ответственности подлежит занятие видами деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну) без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) в соответствии с федеральным законом обязательно (обязательна), а также занятие видами деятельности, связанной с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, без лицензии (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 22.08.2008 N Ф03-А73/08-2/3277 по делу N А73-1030/2008-74АП, ФАС Уральского округа от 25.05.2010 N Ф09-3862/10-С1 по делу N А60-52431/2009-С8).

Статья 13.14 КоАП РФ регламентирует ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом, то есть информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением им служебных или профессиональных обязанностей. Как усматривается из дефиниции этой нормы, субъект данного правонарушения является специальным (ст. 1123 ГК РФ, ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1).

Объективную сторону правонарушений, указанных в ст. 13.15 КоАП РФ, составляют:
- изготовление и (или) распространение теле-, видео-, кинопрограмм, документальных и художественных фильмов, а также относящихся к специальным средствам массовой информации информационных компьютерных файлов и программ обработки информационных текстов, содержащих скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье;

- распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена (ст. 9 указанного Закона).

Воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средства массовой информации либо установление незаконных ограничений на розничную продажу тиража периодического печатного издания влечет в соответствии со ст. 13.16 КоАП РФ наложение административного штрафа:
- на граждан - от 300 до 500 руб.;
- на должностных лиц - от 500 до 1000 руб.;
- на юридических лиц - от 5000 до 10 000 руб.

Нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации является административным правонарушением, наказуемым в соответствии со ст. 13.19 КоАП РФ (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 05.02.2010 по делу N А32-16291/2009-34/225-85АЖ, ФАС Центрального округа от 25.07.2008 по делу N А54-5427/2007-С22, Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 N 620 "Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета").

Федеральным законом от 31.05.2010 N 108-ФЗ в КоАП РФ были внесены два важных изменения.
1. Статья 13.27 КоАП РФ предусматривает теперь ответственность за нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети "Интернет", которая выражается:
- в нарушении требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами государственных органов и органов местного самоуправления;

- в неразмещении в сети "Интернет" информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети "Интернет" установлена федеральным законом.

2. Статья 13.28 КоАП РФ закрепляет ответственность за нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, содержащей сведения, относящиеся к информации ограниченного доступа, либо за незаконное взимание платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, либо за нарушение порядка взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если федеральным законом такая плата установлена.

Глава 28 "Преступления в сфере компьютерной информации" Уголовного кодекса РФ включает три самостоятельные статьи, объектами которых являются общественные отношения в сфере компьютерной информации, общественная безопасность и общественный порядок.
Статья 272 УК РФ данной главы устанавливает ответственность за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.

Квалифицированный состав регламентирует более жесткое наказание за то же деяние, совершенное альтернативно:
- группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
- лицом с использованием своего служебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети.
В соответствии со ст. 273 УК РФ создание программ для ЭВМ или внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, а равно использование либо распространение таких программ или машинных носителей с такими программами наказываются лишением свободы на срок до трех лет с выплатой штрафа в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до 18 месяцев.
Квалифицирующий признак этой нормы - наступление тяжких последствий по неосторожности. Такое деяние наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред, подлежит наказанию согласно ст. 274 УК РФ.
Наступление в результате такого деяния тяжких последствий по неосторожности влечет более строгое наказание.

В.Колбасов
Юрист

    
Другие новости по теме:
  • Ответственность за несоблюдение Федерального Закона №152-ФЗ «О персональных ...
  • Ответственность операторов персональных данных
  • Защита информации, обеспечивающей личную безопасность гражданина
  • Аппаратные средства защиты информации
  • Минкомсвязи предлагает смягчить наказание
  • Юридические аспекты защиты персональных данных
  • young french canadian anal